Уроки, полученные на кладбище мобильных приложений

 

(Перевод статьи Lyndon Cerejo в Smashing magazine)

Согласно предположениям аналитиков, количество скачиваний мобильных приложений в этом году находится примерно между 56 и 82 миллиардами, со средним количеством загрузок на одного пользователя где-то между 26 и 41 приложением, меньшая часть которых использовалась на регулярной основе. Второе число говорит о том, что 95% скачанных приложений были забыты пользователями в течение месяца, а 26 % вообще использованы только один раз.

Все эти брошенные приложения, удаленные или игнорируемые, в зависимости от конкретного пользователя, никогда больше не использовались. Я оставил эти игнорируемые мною приложения на моих смартфоне и планшете. Согласно последнему подсчету, на моем iPhone сейчас более 375 приложений. Пришлось отключить обновления моего аккаунта в App Store, потому что они постоянно напоминали, что более 250 приложений ожидают обновления. Большинство таких приложений скрыты за первыми двумя экранами приложений на устройстве, что я и определил как свою «могилу приложений».

1

Моя «могила приложений» стала местом упокоения для приложений, которые я скачивал, тестировал или недолго использовал, но с тех пор забросил. Они стали постоянным напоминанием о том, что их убило. Последующие за этим уроки у моей «могилы приложений» – это как раз то, что я постоянно держу в голове, при разработке новых приложений и то, что может помочь также и вам.

Урок 1: Удостоверьтесь в востребованности приложения

Не слишком полагайтесь на рекламный слоган Apple «Для всего есть свое приложение» (There’s an app for that) – далеко не всё что взбредет в голову должно существовать в таком виде. Недавнее  исследование от Compuware гласит, что пользователи смартфонов предпочитают мобильные приложения мобильным версиям сайтов. Однако другие исследования показывают смещение стратегии компаний от нативных мобильных приложений в сторону использования мобильных вэб сайтов. Если ваш контент и функции доступны пользователям через интерактивный сайт или веб-приложение, то вы не нуждаетесь в нативном приложении. Нативные приложения пока что могут легко использовать возможности устройства, но некоторые возможности, такие как GPS, могут быть доступны и на веб-сайтах. Иногда, обладая возможностью хранения данных оффлайн, многие веб-сайты могут делать всё то же, что и их нативные аналоги. Посетители Kansas City, например, легко могут использовать все необходимые функции через мобильную версию сайта VisitKC, вместо того, чтобы скачивать и устанавливать посвященное тому же приложение, которое сейчас и находится в моей «могиле приложений».

2

VisitKC.com (слева) может делать то же, что может предложить и приложение VisitKC (справа).

Так как же вы можете понять, что вам необходимо именно приложение? Такое решение должно быть продиктовано потребностями бизнеса, пользователей и пользовательским опытом. В общем, если вы планируете предложить только контент и базовую функциональность, которые нерегулярно будут использоваться пользователями с разных платформ и устройств, то эффективней будет создание мобильного сайта. При этом стоит учесть не только время, усилия и затраты на создание специального приложения для конкретных платформ, но и его последующее обслуживание.

Чтение по теме:

Урок 2: Убедитесь, что приложение работает как ожидалось.

Это может показаться очевидным, но вы удивитесь, как много приложений не работает в соответствии с ожиданиями или часто приходит к краху после единственного обновления (смотрите рисунок ниже) – и это не просто мой личный опыт. Одно- и двух звездочные отзывы в App Store часто свидетельствуют о том же самом. Посмотрите на отзывы к собственным приложениям Apple – Find My Friends или прекрасно оформленное приложение Rise – когда приложения не выполняют то единственное, что должны и ради чего их создавали, пользователи прекратят их использовать вообще или перейдут к конкурирующим приложениям.

Например в известном приложении Staple есть проблемы с авторизацией пользователей, которые приводят к блокировке пользователей, причем все тоже самое прекрасно работает на сайте. Опять же, например, функция прокладки маршрута полета в приложении United Airlines часто не работает, при том, что данная функция просто отлично функционирует на мобильной версии сайта компании, как показано ниже.

3

Мобильное приложение United не так надежно, как их мобильная версия сайта.

Один способ избежать этих проблем – качественное тестирование вашего приложения, перед выпуском новой версии или после каждого релиза OS. Тестировать надо на актуальных устройствах. Обязательно тестируйте приложение в контексте его использования (например, реальное тестирование приложения типа «будильник» в течение сна). Другой эффективный метод, это использование  аналитических инструментов для мониторинга ошибок и даже падений приложения.

4

Источник: “Mobile Apps: What Consumers Really Need and Want,” Compuware (PDF, 2 MB)

Урок 3: Не перегружайте устройства пользователей.

Приложения должны рационально использовать ресурсы устройства, включая память, сеть и энергию. Приложения, которые не минимизируют использование гео-локации или не отключают обновления гео-локации когда они не нужны, просто преступны. Чуть ранее в этом году одно единственное приложение Taxi Magic потратило около 20% моего аккумулятора в течение сорокаминутной поездки в аэропорт и заставило меня охотиться за розетками на пути к дому.

Гео-нотификации приложения Staple остаются активными, даже после закрытия приложения и даже после того как они пообещали, что использование таких нотификаций не будет влиять на батарею.

5

До и после обновления приложения.

Apple в руководстве “iOS App Programming Guide” предлагает несколько факторов, которые надо учесть при оптимизации приложений. Android также дает рекомендации о лучших способах экономии ресурса аккумуляторов.

Урок 4: Следуйте стандартам дизайна и рекомендациям.

Впечатления от мобильных устройств в большей степени складываются из восприятия отдельных элементов. Например, приложения с уникальным дизайном  взаимодействия с пользователем при первом запуске должны встречать пользователя быстрым вступлением или коротким руководством по использованию приложения, при этом они должны содержать опцию пропустить обучение и посмотреть его позднее. Пока что многие не очень интуитивные приложения не имеют такой функции, или вообще не предлагают никакой помощи, заставляя, таким образом, пользователей сдаваться и отказываться от них.

Проверка орфографии также пока не является традицией, что продемонстрировали мобильные разработчики Митта Ромни в прошлом году, когда они вместо “America” напечатали на одном из баннеров для фотообмена “Amercia”. Хотя приложение обновлено в течение дня, я его не обновил, а предпочел захоронить в «могиле приложений» как напоминание о том, что мелкие детали важны.

7

“Барт Симпсон вместе с Миттом.” (Рисунок JoaoCorreia)

Когда ведете разработки для различных платформ, следуйте указаниям для соответствующих платформ относительно элементов дизайна и условий их использования, которые даны iOSAndroid или Windows.

Урок 5: Заслужите доверие ваших пользователей в вопросах персональных данных и других проблем безопасности.

Спрашивайте только то, что вам необходимо – не собирайте и не требуйте доступ к информации, которая не требуется для функционирования приложения. Многие приложения нуждаются в доступе к такой информации на устройстве, как контакты, календарь и фото, чтобы быть полезными, но приложение должно быть прозрачно во всём, что касается обоснованности потребности в этих данных и того, как они будут использованы. Приложения, которые используют или хранят чувствительную информацию (например, финансовые данные) должны прямо демонстрировать собственную надежность, или они будут подвергнуты риску отказа от их использования.

Одно из приложений в моей «могиле» – Card Mate Pro, которое хранит информацию о кредитке, но не вызывает чувства безопасности и уверенности. Другой распространенной причиной, по которой отказываются от приложений является то, что они просят пользователя регистрироваться (или использовать вход через социальные сети) чтобы получить доступ к функциям, которые не зависят от наличия профиля пользователя. Приложение от Moe’s Southwest Grill (сеть фаст-фудов) требует регистрацию прежде, чем пользователь сможет использовать вообще любые функции приложения – включая расположение ресторанов и просмотр меню.

8

Предыдущая версия приложения  “Moe” требовала от пользователей зарегистрироваться и войти прежде чем использовать её

Чтение по теме:

Урок 6: Дайте пользователю контроль и право распоряжаться собственными данными.

Приложения, которые создают, считывают или хранят данные пользователя должны предлагать пользователям и способы безопасно хранить, осуществлять резервное копирование и архивирование этой информации. Парочка приложений, которые хранили, записывали и организовывали занятия искусством для моих детей, теперь лежать в «могиле приложений» потому что они не предоставляли мне способа сохранить или дублировать эти рисунки в iCloud или Dropbox. Каждое приложение, бесплатное или нет, во власти его разработчика и его поддержка может быть прекращена в любое время или удалено из App Store, как недавно случилось со списком задач Orchestra и принадлежащим Apple Cards. Предоставление пользователям возможности легко сохранить свои данные дает им уверенность в их полной сохранности, если поддержка приложения будет прекращена.

9

Часть инфографики StarDustmobilereputation показывает как много приложений уже прекратили существование.

Урок 7: Никогда не используйте прием «заманить и подменить».

Описания в App Store (даже для бесплатных приложений) должны ясно показать всё, что включено в предлагаемую цену и что доступно через in-app purchase, чтобы помочь пользователям решить, покупать и скачивать данное приложение, или нет.

Не сделать такого описания ясным с самого начала – ошибка, так же как и заставлять пользователей ставить оценки и делиться информацией о приложении для того что разблокировать функции за которые они уже заплатили.

Step Out Alarm Clock одно из таких приложений в «могиле». Пока оно заставляет тебя проснуться, оно также заставляет тебя оценить его для разблокирования тех функций, которые содержатся в списке оплаченных. Раз уж зашла речь о рейтингах или обзорах, то, пока вы побуждаете пользователей оценивать приложение, сначала дождитесь, когда у них появится благоприятная возможность использовать их, и дайте им возможность оценить приложение позже или вообще никогда и гордитесь их выбором.

10

StepOutAlarmClockзаставляет пользователей дать оценку, чтобы разблокировать уже оплаченные функции.

Урок 8: Обеспечьте быструю загрузку вашего приложения, без пафоса и раздражающих призывов.

iOS Human Interface Guidelines рекомендует позволить вашим пользователям использовать ваше приложение как можно быстрее:

«Часто приходится слышать, что люди тратят не больше минуты или двух на оценку нового приложения. Когда вы тратите большую часть этого периода на немедленное представление полезного контента, вы возбуждаете интерес новых пользователей и совершенствуете опыт всех пользователей».

Apple по прежнему рекомендует избегать заставок или других экранов «запуска» , вместо которых лучше использовать простые стартовые картинки. Ресурсоемкие приложения, типа игр, занимают несколько секунд на загрузку, причем игры – почти абсолютные нарушители рекомендаций против заставок. А, например, Moe’s Southwest Grill запускается с громким воплем, озвучивающим подпись “Welcome to Moe’s”l, без всякой возможности убавить звук, что я обнаружил в тихом офисе своего клиента. Разработчики после этого прислушались к отзыву и последнее декабрьское обновление уже позволяет пользователям регулировать громкость приветствия.

Урок 9: С одним только с маркетингом и стимулирующими акциями – далеко не уедешь.

Приложения нуждаются в маркетинге и, иногда, в стимулирующих мероприятиях, чтобы их заметили и скачали. Однако это не гарантирует их продолжительное использование. Система резервирования которой разработчики Mailbox следовали когда запускали её ранее в этом году, покачнуло массовую распространение приложения,  создав ощущение обмана. Как и многие другие, я не использую Mailbox с тех пор, как загрузил его, чтобы попробовать.

11

Стимулирующая мера даст пользователям импульс скачать приложение и попробовать его, но это знакомство не будет долгим. Предшествующие уроки должны помочь вам создать хорошее первое впечатление, но пользователи часто будут нуждаться в небольшом подталкивании, чтобы продолжить использовать приложение. Это может принять форму напоминаний об использовании приложения, как делает 1 Second Everyday, или ненавязчивых посланий на email, если пользователь дал вам свой email и разрешил писать ему.

Урок 10: Что AppStore даст, то Apple может забрать.

C каждым релизом iOS часть приложений становится  избыточной, так как их основной функционал интегрируется в новую OS. Например, iOS 7 сделала  ненужными приложения-фонарики и приложения-уровни. До сих пор некоторая часть этих приложений как-то живет и  преуспевает за счет предложения сопутствующего уникального функционала или удобства использования. Например, Instapaper и Pocket (некогда Read It Later), оба предположительно должны были быть уничтожены Safari’s Reading List на iOS 5, но всё ещё работают и активно используются два релиза iOS спустя.

Что же должен делать разработчик?

Приведенные выше уроки – лишь несколько причин того, почему приложение может быть скачано многими, но быть активно используемым лишь несколькими. Исследование Compuware приведенное ранее выявило, что 79% потребителей пробовали работать с приложением только один или два раза, если что-то не сработало в первый раз и только 16% предприняли более двух попыток. Это дает разработчикам очень узкое окно возможностей для создания хорошего впечатления. Так что, показывайте всё, на что способны сразу, убедитесь, что ваше приложение сразу готово к большому спросу ещё до запуска. Как показано ниже, отказы от приложений случаются при малейшем неприятном впечатлении от использования приложения.

12

Mobile Apps: What Consumers Really Need and Want,” Compuware (PDF, 2 MB).

Если вы уже имеете приложение, конкурирующее в App Store, убедитесь, что учитываете все отзывы в соцсетях, обращения в службу поддержки, обзоры на сторонних сайтах, а также обзоры и рейтинги в App Store, тщательно выясняйте причины отказов от приложения. Такие сервисы, как App Annie и App Figures смогут обобщить обзоры, являющиеся таким же великолепным источником информации о проблемах, как и предложений о новых возможностях приложения. Делайте эти проблемы приоритетными, адресуйте им ваши очередные релизы, и совершенствуйте качество приложения после запуска чтобы уменьшить шанс его попадания в пользовательскую «могилу приложений».

Какие другие уроки вы извлекли у собственной «Могилы приложений»? Мы будем вам признательны, если вы поделитесь ими в комментариях ниже!