ChinookBook – купонное приложение

Enterra выпустила в июле очередную версию активно распространяемого на территории США купонного приложения ChinookBook для iOS и Android. Мы рады завершению очередного этапа в развитии продукта, над которым работаем уже более двух лет.   Предистория: Сначала компания Celilo Group Media из Портленда, США, хотела «просто» перевести в электронный вид продажу пользователям купонов со скидками на потребительские товары или услуги. Компания со своими особенностями. Например, она сотрудничает только с теми производителями и продавцами товаров или услуг, которые используют максимально дружественные к окружающей среде технологии или возобновляемую энергию (Green Business). Также её бизнес имеет годовую цикличность и поэтому выпуск новых версий приложения желательно координировать с массовым выпуском купонов, который происходит в августе (Big Launch). На этот раз придумывать дизайн от нас не потребовалось, поскольку оформление целиком предоставлял заказчик. В общем, задача сводилась к тому, чтобы через свеженькое и вовремя вышедшее приложение ChinookBook пользователи приобретали купоны и получали актуальную информацию о выгодных или ближайших к их местоположению продавцах товаров и услуг. ChinookBook Купон «2 за 1» и защитная анимация. Использовать приложение очень просто – приобретенный с его помощью купон пользователь должен показать на экране айфона продавцу в магазине и при нем же нажать кнопку redeem, чтобы аннулировать купон в системе учета. Для защиты от особо хитрых и жадных пользователей были сделаны фигуры внизу экрана. При активном и подключенном к системе приложении они слегка движутся. Глядя на них продавец может убедиться, что покупатель действительно потратил скидочный купон. С самой первой версии iOS-приложения, которая вышла в сентябре 2011 года, был реализован независимый от Аppstore (а позже и от Google Play на Android устройствах) механизм оплаты купонов через приобретенную карточку с кодом или независимую электронную платежную систему. Чтобы дальше по тексту лучше понимать как это работает, нужен небольшой экскурс в навигацию приложения. Пользователь первой версии ChinookBook мог ознакомиться с торговыми предложениями несколькими способами. Во-первых, в первой версии потребитель мог выбрать один из всего двух маркетов – Портланда или Сиэтла (маркет включает не только сам город, но и его ближайшие пригороды). Во-вторых, после выбора маркета пользователь мог применить несколько типов навигации:
  • Выбрать ближайшее к его местоположению предложение в меню Near Me по карте (Map) или предложению купонов (List).
  • В меню Coupon осуществить поиск купонов по категориям («рестораны», «здоровье и стиль», и т.д.)
  • В меню My пользователю доступны сообщения о новинках (Messages), избранные им по предпочтениям купоны (Favorite Coupons),  статистика по экономии на покупках (Savings).
  • В меню Resources прочитать ознакомительные статьи.
  • В меню More управлять купонами, маркетами, аккаунтами, прочитать справку о компании Celilo Group Media.
Как видите, навигация достаточно простая и интуитивно понятная. Теперь продолжим рассказ о том, как мы решали постоянно возникавшие перед нами и нашим заказчиком задачи. cbm-iphone-coupons-catlist Выбор в меню Coupon по категориям. Первые усовершенствования: Celilo Group Media с самого начала и достаточно быстро стала развивать свои предложения для пользователей. Чтобы успеть за развитием их бизнеса, нам надо было скорее дорабатывать приложение. Например, почти сразу потребовалось обеспечить клиента информацией о предпочтениях пользователей. Default ChinookBook 1.2.0 Поэтому в вышедшем через восемь месяцев, в апреле 2011, обновлении ChinookBook 1.2. были добавлены меню Trial Coupons (купоны, срок действия которых начинает отчитываться с момента приобретения пакета купонов) и специальная категория Latest Deals!, которая показывает новые предложения, а также – фильтр купонов. Поддержка Push-notifications позволила приложению получать уведомления, даже если оно не запущено. Для отслеживания заказчиком потребностей пользователей приложение стало посылать статистику на сервис Flurry. Ещё мы внедрили систему мониторинга состояния сервера, которая посылает заказчику предупреждение в случае ошибки приложения. 013-cbm-iphone-coupon-view-1a Пример реализации покупки определенного купона. Ещё через некоторое время у заказчика появились спонсоры, которые захотели размещать в приложении свои логотипы. Это было сделано в октябре 2011 года с выходом версии 1.3. ChinookBook. Логотипы спонсоров появились на экранах My и My Savings (для каждого маркета – свой спонсор) и в разделе Resources (в каждой группе ресурсов свой спонсор). В дополнение была упрощена регистрация новых пользователей. География присутствия Celilo Group Media расширилась и в приложении появились три новых маркета, а пользователи получили возможность редактирования списка категорий купонов (и сопутствующих им изображений). Связанный с этими апгрейдами рост количества данных привел к тому, что мы изменили процедуру создания начальной базы данных и синхронизации. В результате ресурсы и группы ресурсов стали активными или не активными. Не активные ресурсы не синхронизировались с устройствами. Бизнес американской компании становился всё более интенсивным, поэтому для вышедшей уже в декабре 2011 года iOS версии ChinookBook 2.0. вместе с заказчиком мы разработали несколько дополнений. Основная задача – привлечь новых пользователей и более активного вовлекать их в скорейшее использование первого бесплатного купона. При этом ChinookBook должен был остаться привычным и очень простым в использовании продуктом для покупки пакетов купонов. Во-первых, для этого появились Welcome packs – назначаемые при создании нового аккаунта бесплатные пакеты купонов с ограниченным сроком действия. Во-вторых, недавно зарегистрировавшимся, или купившим полный пакет купонов, пользователям рассылается Weekly deals – еженедельно высылаемый специальный набор купонов. Третья новинка – Communication Tools – короткие сообщения, которые помогают тратить купоны. Ну и наконец, о каждом продавце, который предоставил купоны для приложения, формируются Merchant Profile – короткие справочные материалы. Для обработки возросшего объема информации были расширены возможности push notification. 022-cbm-iphone-nearme-merchant-nostream Merchant Profile Разработка Android версии: Ну и, конечно же, нельзя было оставить неохваченными пользователей Android устройств. Параллельно с iOS версией 2.0 Enterra разработала приложение ChinookBook под Android и выпустила его в апреле 2012 года. По сути, это был перенос iPhone приложения на платформу Android OS с незначительными упрощениями. Усложнило задачу желание заказчика полностью сохранить исходный дизайн. Гайдлайн Android пришлось проигнорировать. Функционал версии в итоге оказался полностью аналогичен iPhone приложению, несмотря на различия в особых рекомендациях разработки интерфейсов под Android OS. Серверная часть не подвергалась значительной переработке и обеспечивает работу с обеими платформами, дополнена только специфическими для платформы технологиями (нотификации через C2DM вместо APN и т.п.) Отвязка части купонов от маркетов: Очередные шаги Celilo Group Media в работе с пользователями и всё большая география использования Chinook Book привели к тому, что нам пришлось «отвязывать» некоторые купоны от определенного маркета и создавать категорию купонов для групп пользователей. В сентябрьской прошлогодней версии ChinookBook 2.5 для iOS и Android также была внедрена функция Communities. Пользователь теперь мог стать участником сообщества (например, Nike) и получать купоны, выпускаемые только для группы. Но самые большие усилия в разработке этой версии понадобились для создания Multiple-Market packs, которе объединили купоны без привязки к одному маркету. Эта доработка потребовала значительных усилий из-за использования привязок к маркету во многих местах проекта. Заодно мы не упустили возможности обработать и разные не связанные между собой RFC (Запросы на комментарии) и багфиксы. Качественный скачок: Растущий бизнес компании-заказчика привел к открытию новых маркетов, появлению тысяч новых предложений и необходимости синхронизации всего этого. Настал момент внести большие изменения в приложение. Версия ChinookBook 2.6, выпущенная в в декабре 2012 года, претерпела самые серьезные изменения с начала разработки продукта. Она отличалась более совершенной экономичностью. Так, были увеличена скорость работы программы (Device Speed Improvement) и с 25 до 7 мб снижен размер, сокращен трафик. Благодаря функции Device Syncing приложение поставлялось без начальной базы, а данные для разных маркетов скачивались отдельно через сеть доставки/дистрибуции контента (CDN). Синхронизация тоже происходила не по всем маркетам, а только по выбранным. Синхронизировались также только измененные картинки, а приложение и сервер были переведены на работу с UTC (Всемиирное координированное время). Обновлены и алгоритмы работы с купон паками и хранения некоторых сущностей в серверной БД . Управление изображениями перенесено в БД, добавлена синхронизации избранного.   021-cbm-iphone-nearme-maplocations2 Меню Near Me, Портленд. Более поздние iOS и Android версии ChinookBook 2.7. функционировали с марта 2013 года и уже с трудом удовлетворяли растущие потребности клиента и пользователей. От предыдущей версии они отличались тем, что приложение для Android переведено с устаревших нотификаций C2DM на современные GCM, реализована более совершенная работа с Community, а для маркетов добавлена возможность Multiple Market Centers – иметь множественные центры (ранее был один). Для сохранения информации применена новая процедура Upgrade с сохранением текущих данных. Также приложения обслуживали значительно расширенный ареал, выросший уже до 11 маркетов:
  • Боулдер;
  • Денвер;
  • Ист Бэй;
  • Орегон (только предприятия-участники “Blue Sky wind power program”);
  • Портленд;
  • Сан Франциско;
  • Санта Круз;
  • Сиэтл и Пьюджет-Саунд — поселения в системе заливов на территории штата Вашингтон, США;
  • Силиконовая Долина;
  • Миннеаполис и Сент Пол;
  • Юта (только предприятия-участники “Blue Sky wind power program”);
Сейчас: Вышедшая третья версия приложения стала стабильнее в работе, она может сортировать купоны не только по алфавиту, но и по дате истечения срока их действия, обладает расширенными функциями по защите приватности, а некоторые экраны сделаны удобнее. Особо стоит отметить реализацию в ChinookBook 3.0 новой функции Make a Shopping List – объединение купонов в список, который можно активировать у продавца целиком, нажав только одну кнопку  Redeem. Эта функция сильно упрощает покупки в одном магазине сразу по нескольким купонам на разные товары или услуги. ChinookBook2 Меню Shopping Lists, формируется список, один купон уже включен, один – нет. Растущая география работы приложения порождает взрывной рост объема данных, с которыми оно должно работать.  У компании Celilo Group Media также постоянно возникают новые идеи и новые предложения для пользователей. Именно поэтому ChinookBook постоянно приближается к совершенству, но никогда его не достигает. Мы не боимся это признать – это особенность любого развития. Встречайте версию 3.0, любите и критикуйте её – мы сделаем ещё лучше.