С момента основания в 1939 году барнаульский автовокзал значительно шагнул вперед. Теперь это – не просто маленькая станция с тремя лавочками, парой ларьков и кассами, а целый комплекс для обслуживания пассажиров с развитой инфраструктурой. Но для окончательного «осовременивания» ему не хватало одной важной детали – мобильного приложения, позволяющего максимально модернизировать процесс покупки и продажи билетов. Разработка такого приложения, с помощью которого можно быстро и безболезненно покупать билеты в пригородные автобусы до любой точки Алтайского края и близлежащих регионов, и стала одной из наших задач.
Автобус – идеальный вариант для путешествий в соседние города. А откуда междугородние автобусы Барнаула отправляются в путь? Правильно, с автовокзала, расположенного на площади Победы.
Вокзал имеет разветвленную сеть автобусных сообщений со всеми городами и районами Алтайского края и соседями: Республикой Алтай, Новосибирской, Кемеровской, Томской областями. Регулярно автобусы ездят и в города Казахстана: Павлодар, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Караганда, Риддер, Бишкек.
Более 300 автобусов выезжают с вокзала ежедневно, а в отдельные дни – более 400. Максимальный среднесуточный объем перевозок – 6000 человек.
Современному автовокзалу – современные способы продажи билетов. Как раз для этой цели нам и нужно было разработать мобильное приложение под Android.
Задача
Идея приложения – помочь жителям региона покупать билеты из любой точки мира, прямо со смартфона или планшета или дома с компьютера.
Быстро, удобно и самое главное – без раздражающих очередей и лишней траты времени.
Такое приложение должно уметь:
- искать автобусные маршруты, которые идут из населенных пунктов Алтайского края,
- маршруты следования;
- бронировать несколько билетов одновременно,
- продавать багажные билеты,
- продавать билеты с оплатой банковской картой,
- позволять просматривать купленные и забронированные билеты,
- отменять заказы и возвращать деньги на банковскую карту,
- составлять списки пассажиров (с заполненными данными) для быстрой продажи билетов,
- сохранять истории поиска маршрутов с возможностью их повторения.
Разработка
Приложение интегрировано сразу с двумя крупными системами – E-traffic и Gateline.net.
Для чего?
- E-traffic – единый протокол, связанный с Глобальной дистрибьюторской системой (GDS), откуда приложение берет данные по расписанию, билетам, маршрутам и так далее.
- Gateline.net – платежный шлюз, который обеспечивает связь с банком. Благодаря ему можно оплатить билет любой картой.
Интеграция проходила по API.
У каждой из этих систем есть своя админка, облегчающая управление приложением.
С интеграцией особых сложностей не возникло, хотя тут мы изрядно повозились с унификацией данных. В отличие от РЖД, база данных для автовокзалов плохо структурирована – каждый хранит информацию так, как хочет. Поэтому денно и нощно мы прописывали и структурировали нужные поля и столбцы, чтоб привести базу данных к единому общему виду.
Но самый эпик случился под конец разработки. Мы думали, что пользователь будет просто показывать билет кондуктору и все. Но по правилам перевозок оказалось, что нужна бумажная копия. Так говорит Закон. Из-за этого просчета нам пришлось потанцевать с бубном и изобрести следующие вещи.
Танцы с бубном понадобились, потому что здесь все не так просто. Прежде всего, пользователю через приложение надо каким-то образом сообщить, что он должен обязательно распечатать билет. Плюс pdf-файл тоже внес свою лепту: как создать возможность для его скачивания из приложения и отправки пользователю на электронную почту.
Поэтому добавили документ «Правила перевозки пассажиров» и специальную кнопку для подтверждения согласия с правилами (Закон о персональных данных, привет), экран со строчкой для электронного адреса и предупреждением о необходимости распечатки, кнопку «Скачать билеты» во всплывающем меню раздела «Билеты».
В итоге проблему решили.
Принцип работы
Функционал «Автовокзала» реализован в виде интуитивного и понятного меню, в которое входят такие разделы как «Расписание», «Билеты», «Избранное», «История», «Список пассажиров» и «Настройки».
Когда пользователь заходит в приложение и заполняет поля: пункт отправления и пункт назначения, пассажиры и билет, в GDS-систему отправляется запрос. Затем на телефон приходит уведомление о его наличии или отсутствии.
После операции с оплатой пользователь получает билет на телефон. Теперь осталось собрать чемоданы – и в путь!
Важно! Для посадки нужно распечатать билет и показать документ, удостоверяющий личность, который использовался для покупки билета. Без этого останетесь с поклажей на вокзале.
В приложении предусмотрена еще одна замечательная функция, чтобы окончательно облегчить процесс и точно избавить пользователей от необходимости идти на вокзал до отъезда – возврат билетов. Главное – успеть сделать это до отправления автобуса. После пары нажатий деньги вернутся на банковскую карту.
Но так можно только до отправления автобуса. Если очухались после – то возврат уже в кассе автовокзала.
Дизайн
Над дизайном приложения поколдовали несколько подольше. Он прошел целую эволюцию: от тяжеловатого и нагруженного лишними элементами в начале до легкого и лаконичного в конце.
С интерфейса, как с луковицы, слой за слоем убирали лишнее, пока не остались наиболее важные элементы.
Макеты первоначального дизайна
Значительно переделали главный экран, меню и иконку.
Первоначальный дизайн
Иконка, пожалуй, претерпела больше всего трансформаций и изменилась радикально.
Первый вариант – простой и схематичный.
Потом иконка все усложнялась, пока не превратилась в ультрасовременный крупногабаритный автобус с мощными фарами и зеркалами заднего вида. На нем и решили остановиться.
Хотя, надо признать, все варианты иконок достойны внимания, и схематичная, и мультяшная красная. Но выбрали последний, так как он выглядит более солидно и дорого.
Интересно реализовали и календарь – функциональный элемент, который благодаря всем этим изыскам стал дизайнерским.
В системе E-traffic билеты известны только на ближайшие 20 дней, поэтому отмели вариант с выпадающим календарем на весь месяц. Вместо этого – однострочная разбивка на две недели с навигацией по стрелкам. Календарь как будто есть, но как будто и нет.
Макет календаря
Окончательный вариант календаря
Все выполнено в спокойных тонах морской волны, приятных для глаз.
Готовый проект
Пункты отправления приложения ограничены Алтайским краем, пункты назначения – только вашим воображением и финансами.
С помощью приложения билет можно купить куда угодно – было бы желание!
В добрый путь!